Закон и электронные учебники

Минобразования разрешило использовать электронные учебники. Нужно просто научить учеников и учителей ими пользоваться, когда это удобнее и полезнее.

Премьер-министр РФ, Дмитрий Медведев

Мы считаем крайне важным, чтобы информационные технологии активнее приходили в нашу школу, к нашим детям, поскольку для многих детей уже электронные источники информации привычнее, чем традиционные. Поэтому обязательным условием включения учебников в Федеральный перечень, будет наличие электронной версии.

Дмитрий Ливанов, министр образования РФ

Право использовать электронные учебники взамен бумажных должно быть гарантировано всем учащимся общеобразовательных учреждений. Цена электронного учебника ниже, чем прогнозируемые цены на аналогичные печатные издания.

Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования РФ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012). Статья 18. Печатный и электронные образовательные и информационные ресурсы. «…Библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован печатнымии (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия). В результате у школы появляется возможность использовать электронные учебники в образовательном процессе.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012). Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. «…При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Реализация электронного обучения и дистанционных технологий включает в себя определенные требования, которые ведут к необходимости использования электронных учебников в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Часть IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. «…укомплектованность печатными и электронными информационно­-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования». Комплектация информационно-библиотечного фонд электронными учебниками позволит образовательной организации выполнить данные требования ФГОС.

Приказ N 1047 Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». «В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам... С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме»

Продолжительность непрерывного использования технических средств обучения в образовательном процессе устанавливается согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Это не более 15, 20 или 25 минут, в зависимости от возраста, непрерывной работы. Как правило, непрерывная работа с учебником на уроке не превышает 15 минут.

В стандартах педагога отмечается: «Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата), используют предоставленные им инструменты информационной деятельности»


 

Проект апробации и внедрения электронных учебников в в МБОУ «СОШ№38»

 на 2015-2017гг.

Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012); Статья 18. Печатный и электронные образовательные и информационные ресурсы; Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Часть IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования;

3. Приказ N 1047 Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4. Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цели проекта:

 

Обоснование актуальности проекта

Важным условием реализации основной образовательной программы новые Федеральные государственные образовательные стандарты называют создание в школах электронных библиотек, укомплектованных электронными учебниками, методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход, позволяющий реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках электронные учебники, планшеты, ноутбуки. Работа с персональными устройствами в школе повышает вовлеченность школьников в образовательный процесс: в повседневной жизни дети активно используют технологии, и, до недавнего времени, школа оставалась единственным местом, где электронные устройства применялись крайне мало.

Задачи проекта:

1. Разработка плана внедрения, критериев оценки эффективности применения электронных учебников, создание листов наблюдений и методики обработки результатов.

2. Повышение профессиональных компетенций педагогов при использовании электронного образовательного контента в учебном процессе.

3. Оценка эффективности применения электронных учебников по следующим критериям: · Формирование предметных и метапредметных образовательных навыков у учащихся; ·

 

Выбор устройства для работы с электронными учебниками

Факторы, которые нужно учитывать при выборе устройства для воспроизведения электронных учебников: ·

Программное обеспечение и его функции
 

Программное

обеспечение

 Функции ПО

 Офисные приложения

 Электронные таблицы, калькуляторы, презентации, текстовые редакторы, процессоры и т. Д.

 Учебные материалы

 Подключение к федеральной системе дистрибуции электронных учебников «Азбука»

 Мультимедиа

 Редактирование фото и видео, запись и воспроизведение аудиофайлов, рисование и графика и т. Д.

 Безопасность

 Фаервол, предотвращение краж, антивирусное ПО

   Взаимодействие исовместный доступ

   Позволяет учащимся посылать и получать сообщения по электронной почте, мгновенные сообщенияи осуществлять иное сетевое взаимодействие

 Администрирование

 Позволяет осуществлять администрирование, например резервное копирование и восстановление файлов

 Интернет-браузер

 Позволяет просматривать веб-страницы

 Цифровое перо

 Позволяет использовать обычную ручку для рисования и записи данных в цифровом формате

 Учительский контроль

 Позволяет учителям предоставлять новый материал учащимся, отслеживать их действия, взаимодействовать с ними и помогать им

 Родительский контроль

 Позволяет учителям и родителям контролировать использование школьниками компьютерных приложений и их доступ к веб-контенту

Отличное решение для обучения по электронным учебникам в школах.

Совместно с образовательными органами власти и издательствами учебников в электронной форме специально для школьников разработан планшет "Буква":

Более подробную информацию можно найти, перейдя по ссылке.

Так же электронные формы учебников можно скачать при помощи приложения "Азбука- про" на компьютер, ноутбук или планшет других фирм. Электронное приложение "Азбука- про" можно скачать по ссылке. После выдачи лицензии учебник появится в приложении, где его необходимо скачать на устройство.


«Азбука» — федеральная система дистрибуции электронных учебников, дает возможность приобретения, доставки, хранения электронного образовательного контента и управления им на персональных устройствах.

Компания подключает школы к системе “Азбука”, интегрирует электронные учебники в информационно-образовательную среду школы, обеспечивает полное сопровождение проектов апробации и внедрения электронного образования.

Учебно-методический центр “Азбуки” разработал и реализует комплекс обучающих программ для эффективной интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду каждой школы.

Партнерами “Азбуки” являются ведущие российские издательства учебной литературы.

План работы по реализации муниципального проекта «Современному ребенку – цифровое образование» в МБОУ «СОШ№38» на 2015-2017гг.

 

№ п/п

Название мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

1

Презентация муниципального проекта на Управляющем Совете школы.

октябрь – ноябрь 2015г.

Директор, члены Управляющего совета

2

Презентация муниципального проекта на родительских собраниях обучающихся 5-х классов.

декабрь 2015г.

Классные руководители

3

Создание нормативной локальных документов по внедрению электронных форм учебников. И

2015-2016 уч.год

Администрация МБОУ «СОШ№38»

3

Информирование участников проекта посредством официального сайта и информационных стендов.

2015-2017 год

Михайлина Е. С.

Потапов А. В.

4

Установка программного обеспечения, выдача лицензий и загрузка электронных учебников в ходе апробации издательства «Дрофа» по предмету биология, английский язык для 5- х классов (по согласию родителей (законных представителей)

до 1 апреля 2016г.

Михайлина Е. С.

5

Отчёт о положительных моментах и проблемах, возникших в ходе апробации электронных учебников.

март 2016г.

Учителя биологии и английского языка

6

Презентация муниципального проекта на родительском собраниях для родителей будущих первоклассников.

4 апреля 2016г.

Михайлина Е. С.

7

Покупка комплекта электронных учебников для обучающихся 1-го класса, а так же соответствующих мобильных устройств (с согласия родителей)

апрель –август 2016г.

Классный руководитель

Михайлина Е. С.

8

Внедрение и дальнейшее использование электронных форм учебников для учащихся 1 –ого класса.

сентябрь 2016г- май 2017г.

Классный руководитель

 

9

Отчёт о положительных моментах и проблемах, возникших в ходе внедрения электронных учебников.

июнь 2017г.

Классный руководитель